Символическое приравнивание и символическая сублимация на примере фильма "Сотворившая чудо" (1962).
Вики: «Символизация —использование символов с целью передачи значения, содержания; видимое, что путем ассоциации отражает нечто другое, что является невидимым (например, орел — символ Соединенных Штатов Америки). Под символизацией может пониматься практика представления вещей с символическим значением.
Символизация свойственна только человеку. Это процесс замещения одних образов другими идеализированными образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством, основанным на случайных, вторичных, малозначащих деталях; бессознательный психический механизм, посредством которого один объект или идея представляет другой и не распознается как таковая; общий механизм, с помощью которого осуществляется отражение других вещей, класса вещей или атрибута чего-то».
Речь – это символ, который может обозначить объект, чувство, действие, что угодно в нашей жизни. Речь, способность к овладению символа, сыграла ключевую роль в развитии человеческой психики и перехода от первобытного человека к человеку сегодняшнему.
Ребенок начинает произносить звуки достаточно рано, С их помощью он может выражать свои агрессивные или любовные импульсы, и задача матери – принять его звуки и со временем, перестроить их в речь.
Я хотела бы развить тему символизации на примере фильма «Сотворившая чудо» (1962 г.в.), основанных на реальной жизненной истории женщины Хелен Келлер, которая после болезни в возрасте 19-ти месяцев лишилась зрения и слуха.
В фильме показана девочка (подросткового?) возраста, которая с полутора лет психически почти не развивалась, так как основные органы получения информации перестали функционировать. То, как она себя ведет, очень четко отображает хаос в ее внутренней психической структуре. Она не овладела речью, так как ее этому никто не учил, она находится в полному сумбуре, абсолютным непониманием каких-либо границ, с незнанием как выражать свои аффекты и без какого-либо понятия себя, других, норм, окружающего мира, ее психический уровень остался девятнадцатимесячным. Это возраст, когда формируется пограничная структура личности человека.
Но даже при таком раскладе, нельзя сказать, что Хелен не владеет символизацией, просто тот уровень символизации, который у нее, является довольно примитивным, и в психоанализе называется символическим приравниванием. Это когда человек чувствует себя плохо, и все вокруг становится плохим (девочка при этом разрушает все вокруг), а чувствуя себя хорошо рядом с членом семьи, позволяющим все, она накидывается на него в порыве любви. Психика такого человека не в состоянии обработать огромное количество аффекта, связанное с невозможностью реализации влечений. В Эго не происходит различие между «Я» человека, объектом, и символом (Эго – это часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия).
Приехавшая учительница проделывает огромнейший труд, пробуя научить ребенка языку, принимая на себя все агрессивные импульсы ребенка. Можно легко проследить как девочка убегает от «плохой» учительницы и бежит к «хорошей» маме (что является расщеплением). Девочка, не зная границ мира, отчаянно в них нуждается, и в тоже время, сильно сопротивляется их установлению.
Очень похожая ситуация происходит на психотерапии пограничного клиента, когда последний не может принимать амбивалентность мира, объектов, себя, вместо этого делит все на хорошее и плохое. Психотерапевт выдерживает клиента, который рушит рамки сеттинга (гонорар, время и место), тем самым нарушая терапевтические границы, но сильно нуждается в том, чтоб психотерапевт это смог вынести и проговорить что происходит, раз за разом, это тяжелая и длительная работа, чтоб клиент почувствовал эти границы, чтоб клиент знал названия и причины своих действий и всех неназванных ранее чувств, и мог, наконец-то, их проговорить, проговорить, а не действовать. В метафорическом плане их нужно брать на руки и прижимать, показывая им границы и проговаривая что сейчас происходит, несмотря на то, что они будут вырываться и кусаться.
В психоаналитической теории третий – отец, который разрывает симбиоз матери и ребенка, устанавливает правила и границы, при этом ребенок отказывается от симбиоза с матерью и выбирает любовь и к матери, и любовь к отцу. Это происходит в возрасте от 3-х до 5-ти лет и является залогом психического развития меленького человека. Учительница становится «третьей» в отношениях между девочкой и ее семьей, которые не установили границ, и тем человеком, который научил ребенка понимать символы, и влаживать в них смысл, говорить, а не действовать, а значит уметь взять под контроль свои аффекты, речью выразить свои чувства. «Все, что внутри тебя, Хелен, все это ждет своего часа чтобы вырваться наружу. Ну чего мы достигли? Мы вкладываем в слово смысл, и оно оживает. Все, что мы чувствуем, все, о чем думаем, что знаем и чем делимся друг с другом – это слова, но они в могиле» - говорит в фильме учительница своей подопечной.
Учительница, путем установления отношений с девочкой, установлений жесткий границ, и тяжелого труда, дала психике, а точнее, Эго девочки опыт, которого у нее не было, и это развило Хелен настолько, что она поняла значение символа «мама», «учительница», «папа» и что за объекты называются этими символами.
В конце фильма развитие Эго девочки сделало скачек от символического приравнивания к символической сублимации, когда смогла подойти к учительнице и обнять ее, и когда смогла воспринять слова учительницы о том, что та ее любит. Думаю, что вскоре, Хелен и сама начала говорить о своей любви. Говорить, а не просто накидываться на человека, к которому чувствовала любовь.
Хочется отметить, что в фильме, задержка развития психики была связана с тем, что у ребенка в очень раннем возрасте перестали работать два важнейших органа восприятия – слух и зрение, и с тем, что родители, в силу незнания не смогли ничем ей помочь, но подобное в психическом мире возникает и у детей с нормальной работы органов чувств. В таком случае, это всегда связано с нарушением в объектных отношениях, когда мама становится холодной, агрессивной, отсутствующей, неуравновешенной, когда бросает ребенка, и много других разных вариантов. Ребенок при этом, в отличии от Хелен, может знать слова, может знать границы, но в его внутренней, психической реальности они будут иметь не больше связи психика - символ – объект, чем в психике Хелен.
В таком случае, когда во внутреннем мире взрослого человека царит хаос и непонимание себя, мира, людей вокруг, нарушение норм и границ, помогает психотерапия.
PS: Хелен Келлер стала писательницей, лектором и политической активисткой.